Печать
PDF

Особые виды съемки

Добавлено в Для новичков

Особые виды съемки Съемка при сильной задней подсветке. Когда свет позади объекта съемки оказывается очень сильным, а освещать его вспышкой нежелательно, у вас имеются две возможности: экспонировать изображение с акцентом на объект съемки (в этом случае задний план, скорее всего, будет передержан) или же экспонировать задний план, оставив объект съемки недодержанным и слиш­ком темным.

Выбрав второй путь и намеренно оставив объект съемки недо­держанным, вы можете создать изящные силуэтные эффекты. (Это называ­ется “превратить недостаток в достоинство”.) В противном случае, если вы включите вспышку, ее свет дополнительно осветит объект съемки на фоне яркой задней подсветки. Кроме того, в некоторых компактных фотокамерах имеется сюжетный режим “Задняя подсветка” (Backlight), в котором вся под­готовка к съемке с задней подсветкой выполняется автоматически.

Съемка салюта. Прежде всего, установите фотокамеру на штатив, посколь­ку для съемки салюта требуется длительная выдержка, а всякие попытки снимать с рук просто ни к чему хорошему не приведут. Если в вашей фото­камере установлен объектив с переменным фокусным расстоянием, установите в нем самое короткое фокусное расстояние. Зеркальную или компактную фотокамеру с ручным режимом работы следует установить в режим ручной фокусировки и навести на бесконечность или максимально удаленную точки фокусировки объектива.

Перейдите в режим ручной установки экспозиции, если такая возможность имеется. Вы­берите относительно малую диафрагму, например 16, и начните с выдержки 1-3 секунды А затем подберите подходящую выдержку экспериментальным путем.

Если в вашей фотокамере недоступен режим ручной установки экспозиции, попробуйте снимать в режиме автоматической экспозиции с приоритетом выдержки. В некоторых современных моделях компактных фотокамер име­ется также сюжетный режим “Фейерверк” (Firework). В этом режиме все хлопоты по подготовке к съемке фотокамера берет на себя. При столь дли­тельной выдержке старайтесь нажимать кнопку спуска затвора очень мягко. Ведь иначе вы можете сдвинуть фотокамеру, а этого окажется достаточно, чтобы смазать изображение.

Если в вашей фотокамере доступно средство подавления шума, вы можете активизировать и его, поскольку при длительной выдержке увеличивается вероятность появления артефактов шума в виде темных пятен в изображе­нии. Для снижения уровня шума старайтесь не повышать показатель свето­чувствительности ISO.

Съемка через стекло. Для того чтобы запечатлеть объекты за стеклом, по­старайтесь придвинуть объектив фотокамеры поплотнее к стеклу. Затем пере­ключитесь в режим ручной фокусировки, если такая возможность имеется, поскольку стеклянная преграда затрудняет автоматическую фокусировку. Кроме того, отключите вспышку, чтобы избежать нежелательных отражений.

В некоторых новых моделях компактных фотокамер имеется специальный сюжетный режим “Музей” или “Аквариум”, оптимизированный для съемки через стекло.

Съемка через боковое окно автомашины. Установите фотокамеру в ре­жим автоматической экспозиции с приоритетом выдержки или в ручной режим установки экспозиции и выберите короткую выдержку, чтобы ском­пенсировать движение автомашины. Если же эти режимы недоступны в ва­шей фотокамере, выберите сюжетный режим “Спорт”. Но даже в этом слу­чае снимок может получиться сильно размытым, особенно при ночной съемке. Впрочем, благодаря размытости иногда удается добиться интерес­ного фотоэффекта, как показывает пример на рисунке.


Особые виды съемки

Иногда искаженный размыванием абстрактный снимок может получиться довольно интересным.

Съемка отражающих поверхностей. Если вы снимаете зеркальной или компактной фотокамерой, позволяющей надевать на объект насадочные све­тофильтры, то, используя круговой поляризационный фильтр, вы можете уст­ранить блеск стеклянных, водных, металлических и прочих поверхностей, сильно отражающих прямой (дневной или искусственный) свет. Такие фильт­ры продаются по цене от 30 до 200 долл. США в зависимости от размера и марки. Поляризационный фильтр помогает также при съемке через стекло. Но имейте в виду, что для эффективного применения поляризационного фильтра следует точно соблюдать взаимное расположение источника света, объекта съемки и объектива фотокамеры. В частности, объектив должен располагаться под углом 90 относительно источника света (например, солн­ца), а сам источник света должен отражаться от поверхности снимаемого объекта под определенным углом и в определенном направлении. Кроме то­го, поляризационный фильтр усиливает в некоторых случаях яркость голу­бого неба или воды, что может и не понравиться вам. Иными словами, по­ляризационный фильтр не является панацеей.

Более надежный способ съемки небольших отражающих объектов состоит в том, чтобы поместить их в световой куб или шатер и расположить вокруг него все необходимые источники света. Световой куб или шатер служит в качестве рассеивателя света, уменьшая отражения.